,
,
Спецтехника - Трактор. Универсальная машина прошлого, настоящего и будущего

Ресурс Коммерческой Техники

+7(499) 343-95-94

+7(909) 903-90-93

info@resurskomteh.ru

Каталог товаров

Тракторы
Мини-тракторы и мотоблоки
Малогабаритные тракторы
Универсальные тракторы
Энергонасыщенные тракторы
Гусеничные тракторы
Садовые тракторы
Лесные тракторы
Снегоуборочные тракторы
Навесное оборудование
Погрузчики (куны)
Щеточное оборудование
Отвалы
Снегоуборочное оборудование
Специальное навесное
Ковши
Рабочие органы к погрузчику
Трелевочные лебедки
Коммунальная техника
Уборочно-погрузочная техника
Подметально-уборочная техника
Снегоуборочная техника
Техника на базе МТЗ 320
Запасные части
Диски щёточные
Техпластины
Строительная техника
Экскаваторы-погрузчики
Фронтальные погрузчики MTЗ
Фронтальные погрузчики
Баровые машины (бары)
Дорожные фрезы
Бурильные машины
Подъемники
Гидромолоты
Сельхозтехника
Косилки
Плуги
Культиваторы
Пресс-подборщики
Бороны
Почвообрабатыватели
Сеялки
Кортофелемашины для МТЗ
Овощеводство
Окучники
Внесение удобрений
Опрыскиватели
Грабли
Мульчеры
Прицепы тракторные
Полурицепы тракторные
Прицепы тракторные 2-х осные
Прицепы тракторные 3-х осные
Прицеп для перевозки рулонов
Полуприцеп для животных
Поливомоечное оборудование
Запчасти для МТЗ
Кабины тракторные
Запчасти к тракторам
Запчасти к МТЗ-80/82/800/900/1221/1523/2022
Сцепление
Запчасти к МТЗ-320
Сцепление
Полуприцепы SCHMITZ
Тентованный
Шторно-бортовой
Рефрижераторный
Изотермический
Самосвальный
Шторный
Бортовой
Полуприцепы Б/У
Седельные тягачи Б/У

Доставка по России МТЗСпецтехника в лизинг

   Много необычных машин работает в сельском хозяйстве. Но самая удивительная из них — трактор. Да, самый обыкновенный трактор подобен древнегреческому морскому богу Протею, который мог принимать любое обличье, становясь драконом, львом, бараном или деревом. Царь и повелитель полей сейчас так многолик, что узнать его иногда трудно даже тем, кто не один год провел за его штурвалом.

k9450

    Многие наверняка слышали, а может быть, даже и видели сверхмощные тракторы с двигателями в сотни лошадиных сил, тракторы, которые не пьют бензин и солярку, а питаются газом, тракторы-скороходы, не уступающие в беге, грузовым автомобилям. Но не все знают о тракторах -"альпинистах", как заправские спортсмены, взбирающихся по канату на горные кручи, о тракторах, что, как резвые породистые скакуны, скачут, не сбавляя скорости, по размытым осенним дорогам, о тракторах, умеющих ездить верхом, о тракторах -"амфибиях", о тракторах на ходулях и о тракторах, превратившихся в агромосты.

   Начнем с того, почему трактор называется трактором. Оказывается, корень этого слова — латинский глагол "трахо" — "тащу". Каким бы сверхоригинальным трактор ни был, какой бы экзотический вид он ни принимал, это всегда самодвижущийся агрегат, который получает энергию от собственного двигателя и приводит в действие прицепленные или установленные прямо на нем всевозможные сельскохозяйственные машины — орудия. Первые тракторы появились еще в XIX веке. Это были неуклюжие и медлительные колымаги с огромными колесами диаметром по 2—3 метра, с громоздкими паровыми машинами, настолько слабосильными, что их мощности еле-еле хватало, чтобы сдвинуть с места самое себя. На лязг и грохот диковинной машины со всех окрестных деревень сбегались пронырливые босоногие мальчишки. Степенные и хмурые мужики неодобрительно поглядывали на беспомощно буксующих в грязи железных чудищ, изрыгающих пар и пламя.

   Большой вес паровой машины не мешал ей тянуть поезда по стальным рельсам. Недаром более ста лет верой и правдой прослужила она на паровозах, прежде чем их сменили тепловозы. Но для трактора, работающего исключительно в условиях бездорожья, такой двигатель ничего не обещал в будущем. Кроме того, в него нужно было часто добавлять воду, а каждый запуск, превращался в проблему.

   Настоящее торжество трактора началось с тех пор, как были изобретены двигатели, внутреннего сгорания — легкие, надежные и простые в обращении, Именно благодаря им трактор стал подлинной основой механизации сельского хозяйства во всем мире. Поршневые двигатели внутреннего сгорания и сегодня еще господствуют в тракторостроении.

История тракторостроения в СССР

   Первые советские тракторы появились более 90 лет назад — в 1923 году. А в 30-х годах уже началось их массовое производство. С конвейеров Харьковского, Волгоградского, Минского, Алтайского, Владимирского и других заводов за эти годы сошли миллионы тракторов. Это известные всей стране ДТ-54, "Беларусь", "Универсал" и другие. Всего, например, в 1962 году советская промышленность выпускала тракторы около 20 различных марок. Интересна конструкция трактора "Кировец" — детища ленинградских машиностроителей, одной из самых мощных машин советской эпохи.

дт-54

   В то время паровая турбина мощностью в 150 тысяч киловатт считалась уникальной. Впоследствии энергетики стали проектировать 500—800-тысячные и даже "миллионные" агрегаты. Увеличение производительности, мощности, сосредоточенной в одном агрегате, — стало генеральным направлением советской техники. Оно обеспечивает огромную экономию капиталовложений, металла, делало труд более эффективным.

   Применительно к сельскому хозяйству это означало необходимость создания тракторов-богатырей. Оказалось, если тракторами мощностью в 200—220 лошадиных сил заменить ДТ-54, то для подъема одного миллиона гектаров зяби за 20 дней потребуется при двухсменной работе всего 2400 машин вместо 6600 и 4800 трактористов вместо 13200. Почти в три раза меньше. Поскольку в СССР имелось примерно 80 миллионов гектаров степных пахотных земель, пригодных для обработки мощными тракторами, то новые машины высвободили более полумиллиона трактористов.

Легендарный "Кировец"

   Создать степного богатыря поручили коллективу Кировского завода в Ленинграде. Работу конструкторам пришлось проделать колоссальную. Это был именно тот случай, когда количество (увеличение мощности) переходило в качество (принципиально новую конструкцию трактора). Из попытки пойти по самому простому пути и просто-напросто увеличить пропорционально возросшей мощности обычный колесный трактор ничего бы не вышло. Такой исполин был бы совершенно беспомощен. Он увязал бы на каждом шагу по самые оси, вынужден был бы описывать гигантские дуги при каждом развороте. Необходимы были новые решения. Тем более что заказчики — инженеры из "Сельхозтехники" — предъявили тракторостроителям жесткие требования: скорость пахоты тяжелым восьмикорпусным плугом должна составлять 6— 8 километров в час, грузоподъемность на транспортных работах — 12 тонн.

Кировец

   В 1962—1964 годах "Кировцы" проходили первые испытания на полях Целинного края и Дона. Эти машины до сих пор пользуются уважением и популярностью у профессионалов.

   Двигателем трактору служит четырехтактный восьмицилиндровый дизель Ярославского моторного завода. Запускается он, как автомобильный мотор, от электростартера. Чтобы сделать двигатель более компактным, конструкторы позаимствовали у авиаторов принцип турбонаддува. Специальный компрессор помогает дизелю дышать, нагнетая в его железные легкие воздух. Коробка передач имеет 16 различных скоростей для движения вперед и 4 — для движения назад. Весит трактор 12 тонн, но это вовсе не превратило его в неуклюжую громадину. Для поворота ему нужен всего шестиметровый круг, такой же, как большинству легковых автомашин. Весь секрет в оригинальной "ломающейся" раме, состоящей из двух полурам, соединенных между собой шарниром. Переламываясь в горизонтальной плоскости, рама обеспечивает трактору малый радиус поворота; переламываясь в вертикальной, позволяет навесным и прицепным орудиям хорошо копировать рельеф местности, приспосабливаться к ее выпуклостям и впадинам. На особо тяжелых работах трактор может забуксовать. Для этого предусмотрен гидроувеличитель, позволяющий повышать цепкость машины за счет веса навесных орудий.

   Трехметровую полосу земли на глубину 30 сантиметров "Кировец" вспахивает со скоростью 6—7 километров в час, а на более легких работах, вооруженный культиваторами, сеялками или дисковыми лущильниками, он разгоняется до 12 километров в час. Незаменим "Кировец" в страдную пору, когда все решает транспорт. 40 километров в час — такую скорость развил он при опытной перевозке грузов в Целинном крае. Конструкторы на 10 километров превысили заказанную скорость.

Кировец1

   Научно-технический совет Министерства производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов РСФСР отметил, что применение тракторов К-700 ("Кировец") обеспечивает повышение производительности: на пахоте и культивации на 250 процентов, на посеве зерновых на 50 процентов. Стоимость работ снижается на 15—30 процентов. Однако первые опыты хозяйственного использования тракторов К-700 выявили и ряд существенных недостатков: низкое качество изготовления некоторых узлов, сложность и трудоемкость обслуживания.

   Не забыли конструкторы и о трактористах. Просторная отапливаемая кабина на трех человек, отличный обзор во все стороны через широкие окна, вентилятор, стеклоочистители, звуковой сигнал, контрольные приборы, расположенныена переднем щите в строгом соответствии с рекомендациями инженерной психологии.

   Пройдет немного времени, и степные великаны, вооруженные широкозахватными плугами, сеялками, культиваторами, появятся на просторах Алтая, Поволжья, Кубани.

Специфика работы на тракторе

   Шоферы недаром не любят ездить по тесным городским улицам. То ли дело за городом! Стремительно разматывается серая лента шоссе, деловито и ровно поет свою песню мотор, стрелки приборов застыли как вкопанные: ничто не тревожит водителя. Час проходит за часом, полуденная жара сменяется вечерней прохладой, а в кабине ничего не меняется, редко-редко приходится подтормозить или переключить скорость.

Специфика работы на тракторе

   Спокойная работа приятна не только для водителя. Она наиболее целесообразна и с технической точки зрения — ведь при постоянном режиме мотор изнашивается меньше. К сожалению, в столь идеальных условиях приходится работать очень редко. Особенно тракторам. В зависимости от влажности почвы, изменения глубины вспашки или уклона поля потребное тяговое усилие непрерывно меняется. Приходится очень часто переключать скорость. А это утомляет тракториста и затрудняет управление машиной. Кроме того, на разных оборотах меняется мощность двигателя, и ее никак не удается использовать полностью. Трактор все время работаем как бы вполсилы. Естественно, это заметно снижает производительность труда.

Колеса-резервуары

   Когда надо вносить жидкие удобрения, на трактор устанавливают специальные резервуары, часто даже не один, а два-три, и прицепляют цистерну на колесах. Один французский изобретатель попытался решить проблему транспортировки жидких удобрений иным путем. В качестве резервуаров он использовал... колеса трактора. Собственно говоря, механизаторы давно прибегали к такой хитрости, заливая иногда в камеры колес воду. Правда, делали они это только для увеличения сил сцепления колес с грунтом. Учитывая, что каждое колесо — это готовый резервуар для нескольких сот литров жидкости, предложение французского изобретателя оказалось вполне рациональным. Чтобы поддерживать давление, необходимое для перекачки удобрений по шлангам и клапанам всего устройства, предусмотрены насосы, приводимые в движение также самими колесами. Единственное неудобство — довольно сложная система клапанов, через которые удобрения извлекают из колес на ходу во время их вращения.

Технические моменты

   Вот если бы удалось создать передачу, позволяющую плавно и в широких пределах мерять скорость трактора, не снижая мощности двигателя! Такое изобретение было бы равноценно десяткам тысяч дополнительных тракторов. Изобретатели всего мира немало поломали головы и получили сотни патентов на самые хитроумные передачи. И все же эту техническую крепость никак взять не удавалось. Ни одна из новых конструкций не устраивала инженеров. Самые простые устройства — механические вариаторы — могут справиться только с очень небольшой мощностью, гидропередачи дороги и недолговечны, а электрические передачи очень громоздки: все они работают на постоянном токе, поэтому переменный ток, выработанный, электрогенератором, приходится предварительно выпрямлять. А значит, ставь на трактор тяжелый выпрямитель. Ясно, что это неудобно. Теоретически выгоднее всего взять моторы переменного тока и их скорость менять за счет частоты. Ведь количество оборотов пропорционально частоте тока. Вес и стоимость оборудования снизились бы при этом в 3 раза. Практически это было бы так.

   Двигатель внутреннего сгорания, установленный на тракторе, вращает генератор переменного тока, а вырабатываемая ими электроэнергия идет в электромоторы, двигающие трактор. Чтобы изменить их скорость вращения, нужно изменить частоту тока. Но чтобы изменить частоту тока, нужно опять-таки изменить скорость вращения двигателя. Теоретическая простота обернулась безвыходным тупиком, "вечным шахом" взаимно противоречивых условий. Никому в мире не удавалось до сих пор преодолеть неизбежную мертвую точку.

   Это сделали советские ученые из Института автоматики и телемеханики вместе с работниками Всесоюзного заочного института железнодорожного транспорта. Чтобы взять эту крепость, они пошли на военную хитрость — решили изменять частоту не всего тока, а только небольшой его части. Для этого достаточно менять скорость вращений маломощного генератора переменного тока посредством простого механического редуктора и выработанный им ток заданной частоты наложить на основной. В результате суммарный ток будет менять свою частоту вслед за током маломощного генератора. Такое остроумное "расщепление" мощности на две части и позволяет создать очень производительную и на редкость надежную машину.

На пути к прогрессу

   Двигатели внутреннего сгорания очень сложны по конструкции. А раз сложны — значит, тяжелы и дороги. Их многочисленные детали — коленчатый вал, поршни, шатуны, гильзы цилиндров — требуют исключительной точности обработки. Из-за возвратно-поступательного движения поршней возникают огромные инерционные силы. Они-то и не дают ускорить работу двигателя, еще больше повысить его мощность. Вот почему уже целое столетие инженеры пытаются создать роторный двигатель — двигатель с вращающимся поршнем. Тысячи попыток оканчивались неудачей. Первый работоспособный роторный двигатель был создан почти 60 лет назад. При весе менее 20 килограммов и 17 тысячах оборотов в минуту он развивал мощность в 30 лошадиных сил. У этого двигателя нет ни коленчатого вала, ни шатунов, инерционные силы в нем сведены к минимуму.

   А как насчет электрических тракторов? Эта старая, но очень заманчивая идея, как легендарная птица феникс, возрождается из пепла конструкторских неудач при каждом новом успехе техники.

   Попытки снабжать мотор электроэнергией по кабелю не удались, и инженеры выдвинули новую идею — смонтировать электростанцию на самом тракторе. Задумано— сделано! Речь идет о тракторе с топливными элементами. Каждый элемент состоит из пористых пластин, в которых химическая энергия горючего газа пропана, смешивающегося с кислородом, воздуха, преобразуется в энергию постоянного тока. Кислород и пропан при этом превращаются в воду и углекислый газ; 112 рядов элементов, по 9 штук в каждом, развивают мощность в 20 лошадиных сил.

   Паровая машина, дизель, бензиновый мотор — таковы немногочисленные двигатели трактора в прошлом и настоящем. Но уже в ближайшем будущем на это почетное место метят несколько новых кандидатов. Правда, и "старики" сдаваться не собираются. По мере возможности они тоже стараются выступать в духе времени, стать мощнее, экономичнее, проще.